Get Adobe Flash player

5500 бел. руб. на 100 км реальность или миф?

На электромобиле можно ездить каждый день и круглый год. Он может быть единственным Вашим авто. На нём можно ездить за город, не опасаясь остаться без энергии вдали от дома. Он может утереть нос элитным спорткарам. И при этом с ним можно прилично сэкономить. 

Если Вы покупаете весьма дорогой экзотический автомобиль (такой, как этот), едва ли Вас волнуют дальнейшие расходы. И всё же вам приятно будет узнать, что эксплуатация Вашего суперкара окажется не хлопотнее, чем пользование сотовым телефоном или утюгом. Как мы ранее и анонсировали, компания из Кремниевой долины Tesla Motors раскрыла все детали и "показала личико" своего спортивного электромобиля Tesla Roadster. Казалось бы, в машине "на батарейках", пусть даже столь динамичной (4 секунды с места до сотни киллометров в час), не может быть ничего особо интересного. Однако Tesla Roadster — пример необычайно продуманного подхода к мелочам, пример электрического авто, выгодно отличающегося от многих электромобилей, уже бегающих по дорогам мира, тщательностью исполнения, наделённого видимым и ощущаемым на ощупь качеством и, как ни удивительно, практичностью.

Стремительный профиль Tesla Roadster не оставляет сомнений в его спортивности, но компания считает, что эта машина может быть удобной в "повседневной носке". Максимальная скорость Tesla Roadster составляет, как пишет компания, "более 209 километров в час". По современным меркам – ничего особенного. Однако по-настоящему спортивным этот автомобиль делает пушечное ускорение, причём, благодаря огромному крутящему моменту электромотора, обеспечиваемому в широчайшем диапазоне оборотов, мощное ускорение гарантировано не только при старте с места, но и практически на любой скорости. Достаточно лишь "наступить" на педаль газа, чтобы получить моментальный отклик. Шасси здесь также весьма достойное, ведь в основе машины — легчайший и прочный алюминиевый каркас и основные агрегаты (кроме двигателя, разумеется) от британского спорткара Lotus Elise, славящегося отменной управляемостью. К слову, и собирают Tesla Roadster не в США, а в Британии — на заводе фирмы Lotus.

И всё же. Как может быть практичным дорогой электромобиль, игрушка для богатых? Электрическая "заправочная горловина" – с подсветкой. Но это только один, видимый, сюрприз, из скрытых в этом автомобиле. Независимые источники говорят что стоимость такого электромобиля составляет примерно о 85-120 тысячах долларов США. В сравнении с ценой на знаменитые суперкары из Германии и Италии — вполне сопоставимые деньги. А единственно, в чём Tesla им уступит — это максимальная скорость и престижность марки. Но первый фактор, всё же, не так важен, в сравнении с безумной динамикой разгона и чувством дороги, а второй — чисто психологический момент.

А вот дальше сравнение идёт уже не в пользу бензиновых спорткаров с громкими именами. Их многолитровые двигатели внутреннего сгорания расходуют топливо десятками литров (особенно, если в полной мере пользоваться динамическими возможностями авто), что быстро опустошает не только бак, но и кошелёк владельца. А затраты на поездку в Tesla Roadster компания оценивает примерно в один цент на милю. То есть 1609-километровая дистанция будет стоить владельцу такого авто всего $10 или же если сопоставить цены на электроэнергию в Республике Беларусь тогда на сегодняшний момент стоимость пробега 100 км. составит 5500 бел.руб. 

Благодаря опыту инженеров, а также финальной сборке фирмы Lotus американский родстер отличает тщательная проработка мелочей, не вызывающая ни малейших ассоциаций с самоделкой или сырым концепт-каром. Но это не вся экономия. Tesla Roadster рекомендуется показывать в сервис-центре для проверки каждые 40 тысяч километров, либо раз в год, что существенно больше, чем периодичность плановых техобслуживаний для большинства машин с двигателями внутреннего сгорания. При этом главная проверка спорткара — шины, тормоза, рулевое управление — это ерунда, в сравнении с хлопотами, связанными с двигателями работающими на топливе.

Ни сменных фильтров, ни моторных масел, ни иных технических жидкостей, которые могут потечь, ни зубчатых ремней, свечей, или требующих, иной раз, замены дисков сцепления — ничего такого тут нет и в помине. Правда, владельца электрического авто, как рассчитала компания, через 160-200 тысяч километров ожидает замена (увы, за немалые деньги) отслужившей своё литий-ионной аккумуляторной батареи. Но, с другой стороны, хозяина какого-нибудь именитого спорткара из Европы также ждут немалые расходы через 3-5 лет эксплуатации. Износившиеся или сломавшиеся детали в трансмиссии или в обычном двигателе внутреннего сгорания, что для такой престижной машины легко могут обойтись в сумму, эквивалентную покупке новенькой малолитражки. В Tesla же ломаться особо нечему.

Давайте взглянем, что же у нового электромобиля внутри. Между задними колесами, поперек машины, разместился электромотор переменного тока (трехфазный), мощностью 185 киловатт (248 лошадиных сил). Его размеры впечатляют — всего 25 сантиметров в диаметре и 35 сантиметров в длину. Его коэффициент полезного действия составляет 80-95% в зависимости от нагрузки. Электромотор приводит в движение задние колёса через двухступенчатую коробку передач. Сцепления нет (оно не нужно, ведь электромотор тянет с нуля оборотов), а передачи переключает водитель, причём рычаг скоростей с коробкой напрямую не связан, а лишь замыкает контакты (передачи меняют электрические актуаторы - это устройство системы автоматического управления или регулирования, воздействующее на процесс в соответствии с получаемой командной информацией).

Зачем при наличии электромотора вообще нужна коробка? Исключительно затем, что это — спорткар. Первая передача обеспечивает сумасшедшую динамику разгона, вторая же — динамику "просто высокую", а также — максимальную скорость. Но вообще-то водитель может и не думать о переключении — электрический мотор отлично тянет на любой передаче. Задний ход машине обеспечивает просто смена направления вращения электродвигателя. В стандартном загородном цикле Tesla Roadster проезжает на одной зарядке аккумулятора 402 километра, что для электромобиля — превосходный параметр. Заряжать же машину можно от любой бытовой розетки на 110 или 220 вольт, как дома, так и в пути, благо в комплект входит набор переходников. Время полной зарядки — 3,5 часа.

Кстати, вопросу безопасности зарядки Tesla Motors уделила особое внимание. "Заправка током" начинается лишь тогда, когда электроника убедилась, что машина стоит на тормозе, а все системы — исправны. Далее электроника проверяет электрическое соединение. Только когда разъём кабеля вставлен в гнездо (так и хочется сказать — заправочную горловину) до конца, по нему будет пущен ток. Наконец, сама конструкция гнезда в машине исключает знакомство пальцев любопытного ребенка с высоким напряжением. Более того, в гнездо для зарядки встроены датчики воды и дыма, которые моментально выключают ток, если что-то загорелось, или на разъём попала вода! Говоря о практичности открытой спортивной машины, стоит отметить, что у этого родстера есть мягкий тент, а как опцию можно докупить и жёсткую съемную крышу в цвет кузова.

Базовое оснащение хотя бы немного оправдывает приличную цену: противобуксовочная и антиблокировочная системы, круиз-контроль, кондиционер и подогрев сидений, электростеклоподъёмники и "центральный замок", бортовой компьютер, две подушки безопасности, элементы салона из кожи, легкосплавные колёса с системой контроля над давлением в шинах, "музыка". В виде опций — спутниковая навигация и спутниковое радио. Вот таким получился автомобиль, нацеленный на кошельки состоятельных любителей экзотики. Tesla Motors назвала себя и свой автомобиль в честь Николы Тесла, при этом официальное обнародование машины состоялось 19 июля 2006 года, лишь на 9 дней позже празднования 150-летия со дня рождения Теслы. Понятно, что это совпадение не случайно. Изобретатель сети переменного тока и электромотора переменного тока как нельзя лучше подходит на роль "покровителя" одного из самых интересных электромобилей нашего времени.

Основной материал использован с www.skif.biz, за исключением оценки затрат в белорусских рублях